Это не правило спряжения глаголов, это – констатация факта. В наше время трудно не писать: все, что происходит вокруг нас, вызывает эмоции, и самое простое, что мы можем сделать с ними – выплеснуть на бумагу.
Можно прошептать о себе: «я – пишу…», можно закричать о себе «Я – пишу!», а можно сказать уверенно и твердо: «я – пишу», и признаться в этом в первую очередь самому себе. Если ты признаешь это, значит, тебе уже не все равно, что у тебя выходит, тебе важны реакция читателя и мнение знающего человека. Именно такие люди, небезразличные к своему творчеству, подали рукописи на семинар «Молодая Слобожанщина», и в этом кроется важнейший первый шаг к созданию писателя в самом себе.
В этом году на секцию прозы семинара было подано 11 рукописей объемом от 3 до 100 страниц. У всех этих рукописей есть общие моменты, которые хотелось бы отметить.
Всем хочется добра. (И это не удивительно, в контексте последних событий). В произведениях происходят чудеса, герои делают хорошие дела, и им это не аукается, как в той поговорке. Чудесные превращения, счастливые случайности и хэппи-энды тесно вплетены в сюжеты.
В этом есть и позитив, и негатив одновременно. С одной стороны, мы улыбаемся и верим с лучшее, с другой стороны, автор надевает нам на нос розовые очки, а снимать их всегда неприятно.
Эгоцентризм – черта, которой часто характеризуют современную молодежь. В мире, в котором каждый аккаунт социальной сети просто кричит об исключительной личности своего хозяина, самореализоваться гораздо проще, чем, например, нашим родителям. Сегодня достаточно выложить видео в You Tube – и ты уже звезда. Но есть и обратная сторона: человек, сидящий перед компьютером, часто чувствует себя одиноким и замыкается в себе, ему становится труднее общаться вживую, в итоге мы все реже открываемся друг другу. Мы зацикливаемся на себе, и проза у нас получается о нас самих, любимых, и от того она все чаще напоминает акт самокопания, самолюбования или самобичевания. Нам неинтересно писать о художнике Пал Палыче или бомже Семёныче, ведь наша личность уникальна, и наша главная цель – полная самореализация.
А писать о жизни хочется, потому что мы чувствуем тоску по живому. Мы похожи на комнатное растение, всеми листочками прилипшее к стеклу, жадно ищущее глоток свежего воздуха.
Из этой проблемы вытекает другая: штампы. Они приходят, когда рассказать о чем-то хочется, но мы не знаем, как это бывает. Если болезнь – то смертельная, выздоровление – полное, любовь – до гроба, разлука – навсегда, горе и счастье не знают границ. В произведениях нескольких авторов встречаются образы, навязанные нам кино: образ врача (уставший, циничный, благородный), образ милиционера (циничный и уставший,). Встречаются также образы богатого и успешного мужчины (уставшего и немолодого, но красивого) и его жены (разбалованной нимфетки).
Все эти черты, которые в той или иной мере проявляются в каждой рукописи, заставляют… радоваться за молодых авторов. Вы только представьте, какой у них потенциал, если они уже сейчас делают такие успехи! Не каждый классик смог бы к 25 годам написать вещь, которую не стыдно было бы показать. Во всех рукописях можно найти столько изюминок, что вполне хватило бы на булку с изюмом для каждого из членов жюри.
«Потекли літа запиленими дорогами…» (Алёна Руденко).
«Жаль – то жорстока іржа для людських душ» (Галина Григорив).
«У далечині виднівся садок із невідомих фруктових дерев. Їхнє листя було яскраво-блакитним, а плоди мали форму великих груш золотавого кольору.
…
Вони їли плоди зезей, які я впізнав по синіх листках, великих жовтих ароматних плодах, схожих на груші. Я теж забажав собі таке, і у мене на тарілці з′явився великий соковитий фрукт із довгим синім листям. Він був жовтий і м′який. Коли я відкусив шматок, сік бризнув фонтаном, потік по щоках, і гноми затряслися зі сміху» (Вячеслав Шаповалов).
«Наряд девушки был изысканно прост: черная юбка и того же цвета короткий топ, деликатно подчеркивающие ее женственность» (Марина Кузьмина).
«Бабка роззявила свого старого, як її сумка ( із якої вона діставала і пхала всякий непотріб), рота» (Мария Губачова).
В естественной уникальности каждого автора кроется его потенциал. Важно научится выражать свою индивидуальность не в описании своих переживаний или ощущений, а во взгляде, в точке зрения, в поступке. Это будет ваш голос, ваша тональность, ваше дыхание. Все придет со временем: жизненный опыт, владение словом, умение писать кратко и точно, но без вашего голоса, без вашей души все это – ничто.
Потому что нет ничего страшнее, чем встретить себя в толпе.