• Головна
    • Статут
  • Товариство
  • Творчість
    • Поезія
    • Проза
    • Драматургія
    • Критика та есеїстика
    • Переклади
    • Зав’язь
  • Літпроцес
    • Журнал “Харків. Lit”
    • ЛітReview
    • “Кальміюс”
      • Кальміюс-2018
      • Кальміюс-2017
      • Кальміюс-2016
  • Історія
    • Літературний Харків
    • Постаті
    • Очима культури
  • Наші партнери та друзі
← МОЛОДА СЛОБОЖАНЩИНА – 2014
«Очима культури» № 37. Напівпримарна спадщина Михайла Бойчука і «бойчукізму». →

Наталя Васильєва “Я пишу, ты пишешь, мы пишем… (отчет о семинаре «Молодая Слобожанщина-2014»)”

Опубліковано в 3 Січ, 2015 Прокоментуй! 1 531 переглядів

Это не правило спряжения глаголов, это – констатация факта. В наше время трудно не писать: все, что происходит вокруг нас, вызывает эмоции, и самое простое, что мы можем сделать с ними – выплеснуть на бумагу.

Можно прошептать о себе: «я – пишу…», можно закричать о себе «Я – пишу!», а можно сказать уверенно и твердо: «я – пишу», и признаться в этом в первую очередь самому себе. Если ты признаешь это, значит, тебе уже не все равно, что у тебя выходит, тебе важны реакция читателя и мнение знающего человека. Именно такие люди, небезразличные к своему творчеству, подали рукописи на семинар «Молодая Слобожанщина», и в этом кроется важнейший первый шаг к созданию писателя в самом себе.

В этом году на секцию прозы семинара было подано 11 рукописей объемом от 3 до 100 страниц. У всех этих рукописей есть общие моменты, которые хотелось бы отметить.

Всем хочется добра. (И это не удивительно, в контексте последних событий). В произведениях происходят чудеса, герои делают хорошие дела, и им это не аукается, как в той поговорке. Чудесные превращения, счастливые случайности и хэппи-энды тесно вплетены в сюжеты.

В этом есть и позитив, и негатив одновременно. С одной стороны, мы улыбаемся и верим с лучшее, с другой стороны, автор надевает нам на нос розовые очки, а снимать их всегда неприятно.

Эгоцентризм – черта, которой часто характеризуют современную молодежь. В мире, в котором каждый аккаунт социальной сети просто кричит об исключительной личности своего хозяина, самореализоваться гораздо проще, чем, например, нашим родителям. Сегодня достаточно выложить видео в You Tube – и ты уже звезда. Но есть и обратная сторона: человек, сидящий перед компьютером, часто чувствует себя одиноким и замыкается в себе, ему становится труднее общаться вживую, в итоге мы все реже открываемся друг другу. Мы зацикливаемся на себе, и проза у нас получается о нас самих, любимых, и от того она все чаще напоминает акт самокопания, самолюбования или самобичевания. Нам неинтересно писать о художнике Пал Палыче или бомже Семёныче, ведь наша личность уникальна, и наша главная цель – полная самореализация.

А писать о жизни хочется, потому что мы чувствуем тоску по живому. Мы похожи на комнатное растение, всеми листочками прилипшее к стеклу, жадно ищущее глоток свежего воздуха.

Из этой проблемы вытекает другая: штампы. Они приходят, когда рассказать о чем-то хочется, но мы не знаем, как это бывает. Если болезнь – то смертельная, выздоровление – полное, любовь – до гроба, разлука – навсегда, горе и счастье не знают границ. В произведениях нескольких авторов встречаются образы, навязанные нам кино: образ врача (уставший, циничный, благородный), образ милиционера (циничный и уставший,). Встречаются также образы богатого и успешного мужчины (уставшего и немолодого, но красивого) и его жены (разбалованной нимфетки).

Все эти черты, которые в той или иной мере проявляются в каждой рукописи, заставляют… радоваться за молодых авторов. Вы только представьте, какой у них потенциал, если они уже сейчас делают такие успехи! Не каждый классик смог бы к 25 годам написать вещь, которую не стыдно было бы показать. Во всех рукописях можно найти столько изюминок, что вполне хватило бы на булку с изюмом для каждого из членов жюри.

 «Потекли літа запиленими дорогами…» (Алёна Руденко).

«Жаль – то жорстока іржа для людських душ» (Галина Григорив).

«У далечині виднівся садок із невідомих фруктових дерев. Їхнє листя було яскраво-блакитним, а плоди мали форму великих груш золотавого кольору.

…

Вони їли плоди зезей, які я впізнав по синіх листках, великих жовтих ароматних плодах, схожих на груші. Я теж забажав собі таке, і у мене на тарілці з′явився великий соковитий фрукт із довгим синім листям. Він був жовтий і м′який. Коли я відкусив шматок, сік бризнув фонтаном, потік по щоках, і гноми затряслися зі сміху» (Вячеслав Шаповалов).

«Наряд девушки был изысканно прост: черная юбка и того же цвета короткий топ, деликатно подчеркивающие ее женственность» (Марина Кузьмина).

«Бабка роззявила свого старого, як її сумка ( із якої вона діставала і пхала всякий непотріб), рота» (Мария Губачова).

В естественной уникальности каждого автора кроется его потенциал. Важно научится выражать свою индивидуальность не в описании своих переживаний или ощущений, а во взгляде, в точке зрения, в поступке. Это будет ваш голос, ваша тональность, ваше дыхание. Все придет со временем: жизненный опыт, владение словом, умение писать кратко и точно, но без вашего голоса, без вашей души все это – ничто.

Потому что нет ничего страшнее, чем встретить себя в толпе.

                                                                                                  

 

Молода Слобожанщина , Наталя Васильєва

Залишити коментар

Натисніть сюди, щоби скасувати відповідь.

Ви повинні увійти, щоб залишити коментар.

  • Анонси
  • Події
  • Новинки
  • Рецензії
  • Інтерв'ю

Недавні записи

  • «Втратили все, окрім волі і впертості» (за щоденником переселенки до Нової Зеландії)
  • Вітаємо переможців Конкурсу на здобуття Обласної премії імені Тані Шамрай
  • Літературознавчий дискурс від бароко до постмодерну: Колективна монографія
  • День народження Анатолія СТОЖУКА
  • Щастя й шану обережно неси
  • Сергій ВАКУЛЕНКО: “На наших землях перспектива все ж таки за українцями”
  • МІСТЕРІЯ ЗАГАДКИ: рецензія на книгу Юлії Ткачової “Єднання”

Позначки

1920-ті роки Marko Robert Stech «Майдан» І. Мироненко Ірина Мироненко Антоніна Тимченко Бобошко Боровий Брюґґен В. Бойко Василь Мисик Віктор Бойко Віталій Квітка Йогансен-фест Кириченко Ковальова Леонід Ушкалов Літературний музей Марко Роберт Стех Мельників Михайлин Михайло Красиков О. Ковальова О. Тараненко Олександра Ковальова Очима культури Перерва Петро Джерелянський Романовський Сергій Шелковий Сковорода Стожук Супруненко Тома Хворост Шелковий еміґраційна література малярство музика поезія поезія національного опору розстріляне відродження сталінізм українська культура українська література
© Усі права застережено
Харків-61002, вул. Чернишевська, 59; (057)700-40-58; електронна адреса: kharkiv.nspu@gmail.com
2012 Сайт Харківської обласної організації Національної спілки письменників України
Підтримка сайту: Андрій Пеляк